МБОУ СОШ №2
с.Камень-Рыболов





Управление народного образования

Положение о классном руководителе

Наши документы Локальные акты

Положение о классном руководстве

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  2» с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального района Приморского края

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образо­вательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и дея­тельности классного руководителя, Уставом школы, должностными инструкциями классного руководителя и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве.

1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется поло­жениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образо­вании», нормами Устава школы и настоящего Положения.

1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руково­дство его работой осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Координацию работы и общее руко­водство деятельностью классных руководителей осуществляет замес­титель директора школы по воспитательной работе.

1.6. За выполнение обязанностей классного руководителя приказом директора школы устанавливается доплата, размер которой определяется «Положением о доплатах и надбавках к должностным окладам работ­ников школы».

1.7.   Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представите­лями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, старшей вожатой школы, педа­гогами дополнительного образования.

II. Функции классного руководителя

2.1.    Аналитическая функция:

♦    изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

♦    выявление специфики и определение динамики развития класс­ного коллектива;

♦    изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;

♦    изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;

♦    анализ воспитательных возможностей педагогического коллек­тива.

2.2.    Прогностическая функция:

  • прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального раз­вития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
  • прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
  • построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
  • определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных учащихся и класса в целом;
  • предвидение последствий складывающихся в классном коллек­тиве отношений.

2.3.    Организационно-координирующая функция:

♦    формирование классного коллектива;

♦    организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

♦    оказание помощи и организация сотрудничества в планирова­нии общественно значимой деятельности учащихся, в организа­ции деятельности органов ученического самоуправления;

♦    поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

♦    содействие в получении воспитанниками дополнительного об­разования в школе и вне ее;

♦    защита прав учащихся;

♦    организация индивидуальной работы с учащимися;

♦    участие в работе педагогических и методических советов, мето­дического объединения классных руководителей, администра­тивных совещаниях, Совета профилактики;

♦    ведение документации классного руководителя и классного журнала;

♦    классный руководитель несет ответственность за жизнь и здо­ровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

2.4. Коммуникативная функция:

  • развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми;
  • оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
  • содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;
  • оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

III. Обязанности классного руководителя

3.1.   Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и
динамики общего развития своих воспитанников.

3.2.   Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовле­кать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.

3.3.   Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.

3.4.   Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

3.5.   Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизнен­ных проблем и ситуаций.

3.6.   Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.

3.7.   Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педаго­гов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

3.8.   Пропагандировать здоровый образ жизни.

3.9.   Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и вне­плановые родительские собрания, направлять деятельность класс­ного родительского комитета.

3.10.    Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.

3.11.    Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

3.12.    Планировать свою деятельность по классному руководству в соот­ветствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.

3.13.    Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешко­льные мероприятия с классом.

3.14.    Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

3.15.    Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.

3.16.   Соблюдать требования техники безопасности, нести ответствен­ность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

3.17.    Другие функции и обязанности, определённые «Должностными инструкциями» для классного руководителя.

IV. Права классного руководителя

4.1.   Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.

4.2.   Контролировать результаты учебной деятельности каждого учаще­гося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.

4.3.   Координировать работу учителей-предметников в классе.

4.4.   Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогическо­го совета, органов школьного самоуправления, родительского ко­митета предложения, инициативы как от имени классного коллек­тива, так и от своего имени.

4.5.   Получать  своевременную  методическую  и  организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.

4.6.   Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведе­ния классных мероприятий.

4.7.   Приглашать в школу родителей (законных представителей) уча­щихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руко­водителя, или другим вопросам.

4.8.   Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.

4.9.   Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования.

4.10. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением и «Должностными инструкциями» классного руководителя.

4.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, ро­дителей, учащихся, других педагогов.

4.12.Другие права, определённые «Должностными инструкциями» классного руководителя.

V. Организация работы классного руководител

5.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических ра­ботников, Устава школы, Правил внутреннего трудового распорядка и настоящего Положения.

5.2.        Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащи­мися строится в соответствии с данной циклограммой:

5.3.Классный руководитель  ежедневно:

  • определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опозда­ния, проводит профилактическую работу по предупреж­дению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
  • организует и контролирует дежурство учащихся в класс­ном кабинете;
  • организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

5.4.Классный руководитель еженедельно:

  • проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
  • проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
    • организует работу с родителями по ситуации;
    • проводит работу с учителями-предметниками, работаю­щими в классе, по ситуации;
    • анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;

Классный руководитель  ежемесячно:

  • посещает уроки в своем классе;
  • проводит консультации у  отдельных учителей;
  • решает хозяйственные вопросы в классе;
  • организует заседание родительского комитета класса;
  • организует работу классного актива;

5.5.       Классный руководитель каждую четверть:

  • оформляет и заполняет классный журнал;
  • участвует в работе методического объединения классных руководителей;
  • проводит анализ выполнения плана воспитательной рабо­ты за четверть, состояния успеваемости и уровня воспи­танности учащихся;
  • проводит коррекцию плана воспитательной работы на но­вую четверть;
  • проводит классное родительское собрание;
  • представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;

5.6.       Классный руководитель ежегодно: оформляет личные дела учащихся;

анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя); собирает и представляет в администрацию школы стати­стическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.)

5.7.Классный час может проводиться классным руководителем в произ­вольной форме.

5.8.Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.

5.9.Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.

5.10.Классный руководитель обязан по требованию администрации шко­лы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.

5.11.Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на засе­дании методического объединения классных руководителей, педагоги­ческом или методическом советах, административном совещании.

5.12.Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.

6. Поощрение классных руководителей и членов педагогического коллектива, вносящих серьезный вклад в осуществление воспитательной работы.

Административный совет во главе с директором школы по представлению заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей выдвигающих на поощрение коллег оказывающих им большую помощь в работе, родителей, руководителей оргкомитетов по организации общешкольных дел и любых других лиц, заинтересованных в организации содержательной и творческой воспитательной работы принимают решение о поощрении.

Критерии поощрения

  • Инициатива и творчество.
  • Высокая эффективность воспитательной деятельности.
  • Высокий эстетический уровень и педагогическая значимость проведенного дела.
  • Создание условий для развития членов коллектива.
  • Благоприятный психолого-педагогический климат и сформированность социально значимых ценностей.

Формы поощрения

  • Благодарность в приказе.
  • Грамота руководства школы.
  • Различные грамоты вышестоящих организаций.
  • Прибавление дней к отпуску или в каникулы.
  • Материальное вознаграждение за счет сэкономленных средств из фонда заработной платы.
  • Изучение, обобщение и публикация ценного опыта педагога.
  • Выпуск листовки, буклета, статьи в честь педагога.
  • Награждение подпиской на важные педагогические издания.



  • Конституция Российской Федерации Открыть
  • Федеральный закон об образовании в российской федерации Открыть
  • Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 21.09.2020) Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» Открыть
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» Открыть
  • Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Открыть
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Открыть
  • Электронные ресурсы Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (нцпти.рф) и портала Науки и образования против террора (scienceport.ru)
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Открыть
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ред. от 22.12.2014) Открыть
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Открыть
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Открыть
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Открыть
  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Открыть
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования Открыть
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Открыть
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Открыть
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Открыть
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (27 июля 2006 г.) Открыть
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Открыть
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Открыть
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Открыть
  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Открыть
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Открыть
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 10.09.2016) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Открыть

Мы можем обсудить все события и новости на нашем форуме!
Нажми на кнопку! Поделись с друзьями!